Фотографический словарь

Аберрация - дефекты изображения, которые возникают из-за ограничений при проектировании и изготовлении объективов. Изображение, cозданное идеальным фотообъективом, должно иметь следующие характеристики:

1) точка должна быть образована как точка;

2) плоскость (такая, как стена), перпендикулярная оптической оси, должна быть образована как плоскость;

3) изображение, образованное объективом, должно иметь такую же форму, как сам объект. Кроме того, с точки зрения выражения изображения объектив должен показать истинный цвет воспроизводимого объекта. Практически идеальная работа объектива возможна только в том случае, если используются лишь лучи света, поступающие в объектив вблизи оптической оси, и если свет монохроматический (свет только одной конкретной длинны волны). Однако в случае с обычным объективом, где большая апертура используется для получения достаточной яркости и объектив должен сводить вместе лучи, проходящие не только вблизи оптической оси, но от всех частей изображения, крайне трудно создать вышеупомянутые идеальные условия в силу существования следующих помех:

1)Поскольку большинство объективов построено лишь из линз со сферическими поверхностями, лучи света от одной точки объекта не отображаются на изображении в виде идеальной точки. (Проблема, которой невозможно избежать при сферических поверхностях.)

2)У различных типов света( т.е., у волн различной длины) разные положения фокальной точки.

3)Есть много требований, связанных с изменениями угла зрения ( в особенности в объективах с переменным фокусным расстоянием и в телефотообъективах). Основные типы аберраций: - сферическая аберрация. Свет, проходящий через края линзы, фокусируется на ином расстоянии , чем свет, проходящий ближе к центру линзы, - кома. Расстояние от оптической оси, на котором отображается точка объекта, расположенного не на оси, изменяется с расстоянием от центра объектива, - кривизна поля изображения. Точки плоскости в пространстве предметов точно фокусируются на искривленной поверхности, а не на плоскости (пленки), - дисторсия (подушка или бочка). Изображение квадратного предмета имеет выпуклые или вогнутые стороны, - хроматическая аберация. Положение (вперед и назад) точного фокуса зависит от длины волны, - дополнительные цвета. Увеличение зависит от длины световой волны. Действие всех аберраций (за исключением дисторсии и дополнительных цветов) можно уменьшить диафрагмированием. Кривизна поверхности не устраняется диафрагмированием.

Автоспуск или таймер - устройство, позволяющее сработать затвору с задержкой, обычно 12 секунд. Это дает возможность сфотографировать самого себя - семьей, с друзьями или на понравившемся фоне.

Автофокус - устройство, автоматически наводящее объектив на резкость. Различают "пассивный" и "активный" автофокус. "Активный" автофокус, действие которого основано на инфракрасном или ультразвуковом излучении, может работать в полной темноте, но он более энергоемкий и дорогой. Чаще в "мыльницах" используется "пассивный" автофокус при котором анализируется контраст объекта (максимальный контраст достигается при резком изображении). Автофокусные автоматические камеры позволяют владельцу никогда не думать не только об экспозиции, но и фокусировке. Главное, чтобы объект попадал в специальную рамку, расположенную в поле зрения видоискателя. При этом если в камере не предусмотрен режим «AF lock» (кратковременная фиксация установленного фокуса), то фотограф вынужден всегда располагать главный объект в центре кадра, чтобы не потерять резкость. Режим «AF lock» — полезная функция в вашем фотоаппарате. Если вы решили покупать камеру с автофокусом, необходимо знать, что на маркировке большинства удивительно недорогих камер гордо значится «AF», однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что под автофокус маскируется всего-навсего электропривод, устанавливающий фиксированные значения фокусировки, Например, 2 м, 4 м и бесконечность. Или же (встречаются и такие особо наглые подделки) не смотря на аббревиатуру «AF» используется простой объектив «Focus Free». Выбор фотоаппарата известной фирмы, избавит вас от такой ошибки. Не нужно было бы изобретать автоматическую фокусировку, если бы утверждение, что фиксированная фокусировка дает хорошую резкость, было верным на сто процентов. Во-первых, оно рассчитано только на любительскую оценку качества, во-вторых, справедливо только для небольших увеличений. Попробуйте напечатать с такого снимка фотографию большого формата, хотя бы 15 х 21 см, и вы увидите, что резкость не такая уж хорошая, как казалось, глядя на фотографию 9 х 12 см.

Блик - яркое световое пятно на темном фоне. Обычно возникает на полированных и зеркальных поверхностях. В фотообъективах блик может образоваться при фотографировании против света. Накладываясь на изображение ухудшает качество фотографии.

Баланс композиционный - пространственное расположение цветовых элементов, светлых и темных участков, а также больших и малых объектов в изображении, обеспечивающее гармонию или равновесие композиции.

Бачок для проявления - светонепроницаемый контейнер для проявки пленки.

Бленда - приспособление в виде полого усеченного конуса или усеченной пирамиды из пластмассы, надеваемое на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Ошибки при выборе бленды могут привести к виньетированию изображения (затенению периферийных участков изображения).

Боковая подсветка - свет, падающий на объект в направлении, перпендикулярном направлению "объектив-объект"; создает тени и света, придающие рельефность объекту (моделирующий свет).

Видоискатель - устройство фотоаппарата для наблюдения за объектом съемки и определения границ изображаемого кадра. В дорогих аппаратах совмещен с системой наводки на резкость.

Встроенная вспышка не только дает возможность снимать в условиях слабого освещения. Она также позволяет получать качественное изображение при съемке на ярком солнце, подсвечивая "глухие" тени и выравнивая освещение. Очень часто, при съемке со вспышкой, возникает нежелательный эффект отражения света от сетчатки глаза животных или человека, так называемый эффект «краснных глаз». Все видели, как в темноте у кошки светятся зелёные глаза. Так же у человека, если его фотографировать со вспышкой, глаза иногда светятся красным. Избежать этого на сто процентов не удается, но снизить вероятность появления этого эффекта можно. Поэтому многие модели стали снабжать системой подавления «красных глаз», сводящей этот эффект к минимуму. О наличии в фотокамерах системы подавления "красных глаз" вы можете узнать по надписи "Red-eye reduction" или особому символу – «человеческому глазу». Уменьшение этого эффекта достигается с помощью зажигания яркой лампочки или предварительной вспышки, реагируя на которую, зрачки сужаются к моменту основной вспышки. Многие фотоаппараты Olympus систему уменьшения эффекта «красных глаз» с помощью стробоскопической вспышки. Такой фотоаппарат перед съемкой включает на 1—1,5 секунды слабое мерцание вспышки и только потом срабатывает основной мощный импульс. Такая система подавления «красных глаз» считается наиболее эффективной. Применение фотовспышки позволяет решать очень многие проблемы при фотографировании. Прежде всего, фотовспышка необходима при недостатке света, например, в помещении или ночью. С помощь вспышки можно повысить контраст в пасмурную погоду. А можно и снизить контраст, например, при съемке людей на ярком солнце. Вспышка подсвечивает густые тени под глазами и носом, картинка становится ровнее и естественнее. Многие фотоаппараты имеют переключаемые режимы работы фотовспышки. В режиме полной автоматики встроенный система сама определит все параметры и включит вспышку, когда это будет необходимо. Но представим ситуацию, когда вам необходимо сделать снимок при свечах. Автоматическая вспышка в полутемной комнате сработает и сделает яркий светлый кадр. Интим, свечи, вечер полностью исчезнут. Вот здесь вам и пригодится возможность вручную вмешаться в работу автоматики. Принудительно отключив вспышку, вы спокойно сделаете снимок при свечах. Только не забывайте, что снимки при плохой освещенности нужно делать, установив фотоаппарат на штатив или другое подобное устройство, включив автоспуск или воспользовавшись пультом дистанционного управления.

Выдержка - промежуток времени, на который открывается затвор фотоаппарата и пропускает к пленке прошедший через объектив световой поток. Измеряется в секундах - 1, 2, 4 сек. или ее долях, обозначаемых в виде дроби: 1/30, 1/60, 1/125, 1/500, 1/1000 сек и так далее. В обиходной речи обычно называют только знаменатель дроби. Чем больше знаменатель, тем короче выдержка и наоборот.

Взаимозаместимость - большинство фотопленок рассчитано на экспонирование с использованием диапазона выдержек от 1/15 до 1/1000 с. Если время экспозиции выходит за пределы этого диапазона, то характеристики пленки могут измениться. Обычно это приводит к уменьшению реальной светочувствительности пленки, изменению контрастности и (в случае цветных пленок) к изменению цветопередачи. Эти изменения вызываются нарушениями или отклонениями от закона взаимозаместимости. Называется эфектом Шварцшильда. На упаковке профессиональной пленки для ламп накаливания обычно приводятся поправки к чуствительности и значения цветокорректирующих фильтров для различных диапазонов выдержек.

Виньетирование - затемнение по краю изображения на фотографии или слайде. Может вызываться плохой конструкцией объектива, использованием бленды, не соответствующей данному объективу, или установкой нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

Вспышка (Flash) - кратковременный интенсивный импульс света, генерируемый лампой-вспышкой или электронной вспышкой, используемый для подсветки сцены с недостаточным для фотосъемки уровнем освещения.

Выборочная фокусировка - выбор значения диафрагмы, обеспечивающей малую глубину резкости. Этот способ используется для выделения основного объекта на фоне элементов второго плана за счет того, что изображение деталей второго плана получается нерезким.

Гиперфокальное расстояние - расстояние от фотоаппарата до ближайшего резко отображаемого объекта, когда объектив сфокусирован на бесконечность. Глубина резкости (Depth of Field) - измеряемый в метрах (от и до) диапазон резко изображаемого пространства. Объекты вне этого диапазона будут выглядеть нерезкими. Глубина резкости зависит от установленной диафрагмы: чем больше закрыта диафрагма, тем больше получается глубина резкости и наоборот. Наименьшая глубина резкости - при полностью открытой диафрагме. Глубина резкости зависит и от фокусного расстояния объектива. Короткофокусный объектив дает большую глубину резкости. frontdepth = So - Sclose frontdepth = Ne*c/(M^2 * (1 + (So-f)/h)) frontdepth = Ne*c/(M^2 * (1 + (N*c)/(f*M))) reardepth = Sfar - So reardepth = Ne*c/(M^2 * (1 - (So-f)/h)) reardepth = Ne*c/(M^2 * (1 - (N*c)/(f*M))) Задняя дистанция резкости равна бесконечности, если знаменатель равен нулю.

Глубина цвета отражает разрядность аналаго-цифрового преобразователя , то есть это характеристика, показывающая, насколько точна информация о цвете каждой точки отсканированного изображения.

Горячий башмак - специальная обойма на фотоаппарате, предназначенная для крепления портативной электронной вспышки. Оснащена электрическими контактами, соответствующими контактам на "башмаке" вспышки и обеспечивающими включение вспышки при нажатии спусковой кнопки затвора. Прямой электрический контакт вспышки с фотоаппаратом устраняет необходимость использования синхрошнура.

Дальномер (Rangefinder) - устройство, входящее в состав многих фотоаппаратов как средство определения расстояния до объекта и фокусировки.

Двойное экспонирование - два изображения, снятые на один и тот же кадр пленки, или два изображения, отпечатанные на одном листе фотобумаги.

Денситометр (Dencitometer) - прибор, используемый для измерения оптической плотности участка негатива или бумажного отпечатка. Используется для точной регулировки минилабораторий.

Держатель негатива (Negative Holder) - устройство, предназначенное для фиксации положения негатива в увеличителе в процессе печати или в сканере.

Диафрагма - устройство, отграничивающее прохождение света через объектив (регулируется отверстие объектива). Величина светового потока характеризуется диафрагменным числом - 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32. Смежные значения отличаются в 1,41 раза, при этом световой поток - в 2 раза. Чем больше величина диафрагменного числа, тем меньше света попадает на пленку и наоборот. Диафрагменное число при котором через объектив проходит максимальное количество света, называют светосилой объектива.

Диапазон фокусировки (Focus Range) - диапазон, в пределах которого фотоаппарат способен фокусировать изображение выбранного объекта. Например, от 1,2 м до бесконечности.

Диафрагменное число "f" - число, указывающее на размер диафрагменного отверстия объектива фотоаппарата с ручным управлением. Значения f - f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16 и f/22. Чем больше число f, тем меньше отверстие объектива. В этом ряду значение f/1,4 соответствует наибольшему отверстию объектива, а f/22 - наименьшему. Эти числа называются также ступенями диафрагмы. В сочетании со значениями выдержки они являются параметрами экспозиции.

Динамический диапазон - термин, известный также как диапазон плотностей, показывает диапазон оттенков в оригинале, которые может различить сканер, от абсолютно прозрачного до полностью непрозрачного. Диапазон плотностей измеряется по логарифмической шкале от 0,0 до 4,0. Если Ваш сканер имеет диапазон плотностей 3,0, а сканируемый слайд обладает максимальной плотностью 3,3, то детали цветов плотностью свыше 3,0 скорее всего окажутся черными.

Дифракция - явление, при котором световые волны попадают в район тени от объекта. В случае с фотообъективом экспозиция часто регулируется путем изменения размера диафрагмы объектива (апертуры), чтобы отрегулировать количество света, проходящего через объектив. Дифракция в фотообъективе происходит при малых диафрагмах, когда ребра диафрагмы мешают прохождению световых волн по прямой линии, в результате чего лучи света проходят близко к ребрам диафрагмы, огибая эти ребра на пути через диафрагму. Дифракция вызывает уменьшение контрастности и разрешающей способности изображения, в результате чего получается неконтрастное изображение. Хотя дифракция имеет тенденцию появляться тогда, когда диаметр диафрагмы меньше определенного размера, на самом деле она зависит не только от диаметра диафрагмы, но и от различных факторов, таких, как длинна волны света, фокусное расстояние и светосила объектива.

Длительная выдержка - продолжительная выдержка, длительность которой определяется секундами или минутами. Позволяет делать ночные снимки.

Естественное освещение - 1) свет, освещающий объект в данный момент. Естественное освещение объекта без участия фотографа.

2) Естественный свет. Строго говоря, естественное освещение представляет собой излучаемый или отраженный от любых источников свет - от луны до солнца. Применительно к фотографии, естественный свет - это тот свет, который в данный момент освещает снимаемую сцену. Источником естественного света могут быть комнатные светильники, люминесцентные лампы, неоновые огни, свечи, дневной свет из окон, сумеречный свет вне помещения или лунный свет.

Естественные фотографии - фотографии людей, сделанные чаще всего так, что объект съемки не знает, что его снимают. Такие фотографии, как правило, более непосредственны, чем те, в которых люди позируют перед объективом.

ЖК-индикатор или дисплей (LCD panel) -жидкокристаллический дисплей, расположенном на верхней или задней панели фотоаппарата экран на котором отображается отснятое изображение на цифровом фотоаппарате или другая информация о количестве оставшихся кадров, о состоянии и режиме работы вспышки и выбранном формате кадра.

Заполняющий свет - дополнительный свет от лампы, фотовспышки или отражателя, используемый для смягчения (высветления) теней или темных участков изображения, созданных очень ярким основным светом. Если для создания такого света используется фотовспышка, то режим называется "заполняющей вспышкой" (fill-in flash).

Засветка - потемнение негатива и фотографии или обесцвечивание цветного слайда, обусловленное следующими факторами: 1. воздействием постороннего света на фотоэмульсию; 2. взаимодействием кислорода воздуха с фотоэмульсией в процессе проявления; 3. перепроявлением; 4. использованием пленки или фотобумаги по окончании срока годности; 5. хранением пленки и/ или фотобумаги в условиях повышенной температуры и влажности.

Затвор - пластинки, шторка или другая движущаяся перегородка, управляющая световым потоком, поступающим на пленку.

Затенение - перекрывание части светового пучка от увеличителя во время экспонирования фотобумаги с целью высветления некоторых участков изображения.

Зеркальный фотоаппарат - фотоаппарат, в котором снимаемая сцена наблюдается через съемочный объектив. Главная особенность зеркальных фотоаппаратиов — возможность наблюдать реальную снимаемую сцену через объектив. В таком фотоаппарате нет отдельной системы видоискателя, вы видите в точности то изображение, которое получится на плёнке или матрице.

Зернистость - дискретная или гранулярная структура, проявляющаяся на негативе, фотографии или слайде. С увеличением светочувствительности пленки и степени увеличения зернистость усиливается.

Зум (zoom) - фотообъектив, позволяющий в определенных пределах плавно изменять фокусное расстояние, и соответственно угол зрения объектива, как бы приближая или удаляя объект съемки. Фактически, такой объектив заменяет одновременно несколько объективов.

Замер экспозиции - Общий (Evaluative) - замер считывает показания освещенности со всех сенсоров и сравнивает полученные результаты с базой данных, основанной на изучении большого количества проверенных композиций кадра. Точечный (Spot) - замер экспозиции оценивает освещенность по небольшому участку в центре кадра. Центрально-взвешенный (Centre-Weighted) - в чем-то схож с общим, т.е. информация об освещенности собирается со всех датчиков, но преимущество в определении экспозиции отдается центральной группе. Матричный (сегментный, сотовый) замер - сложная система замера экспозиции, использующая многосегментный сенсор.

Индексный отпечаток (Photo File Index Print) или контролька, контрольный отпечаток (contakts) - небольшой по формату отпечаток, на котором собраны уменьшенные позитивные изображения каждого кадра пленки снабженные номерами. Такой отпечаток облегчает поиск нужного кадра и оформление заказа на изготовление дополнительных отпечатков выбранных кадров.

Кадрирование - выбор границ и формата изображения, имеющегося на негативе или слайде. Используется, как правило, для получения более гармоничного в визуальном отношении изображения. Может также относиться к процессу размещения объектов в поле зрения видоискателя.

Кадрирующая рамка - устройство для удерживания фотобумаги в расправленном (плоском) состоянии в процессе экспонирования. Обычно оснащается подвижными металлическими линейками для кадрирования (ограничения границ экспонируемой части кадра). Кассета - светонепроницаемое устройство цилиндрической формы, в котором помещается пленка. Установка и извлечение кассеты из фотоаппарата производится на свету.

Композиция - гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.

Конденсорный увеличитель - увеличитель, в котором негатив освещен жестким нерассеянным светом, обеспечивающим высококонтрастное и очень резкое изображение на отпечатке. Любые царапины и недостатки на поверхности негатива при таком освещении усиливаются. Конденсорный увеличитель с рассеивающим тубусом - фотоувеличитель, сочетающий рассеянное освещение с конденсорной системой. Обеспечивает более контрастное изображение с четкой проработкой деталей, чем увеличитель с рассеивающим осветителем, но менее контрастное, чем конденсорный увеличитель.

Контактная печать - отпечаток, полученный путем экспонирования фотобумаги, к которой вплотную прижат негатив. Изображение на таком отпечатке получается того же размера, что и на негативе.

Контраст - диапазон изменения оптической плотности светлых и темных участков изображения негатива, бумажного отпечатка или слайда; диапазон изменения яркости освещения объекта или снимаемой сцены.

Контровое освещение - свет, освещающий объект со стороны, противоположной к объективу и направленный в его сторону. Благодаря этому объект отделяется от фона. Если контровой свет очень яркий, видны только очертания объекта или силуэт.

Круг нерезкости Поскольку у всех объективов есть определенные аберрации и астигматизм, они не могут идеально сводить лучи от точки объекта, чтобы они образовывали истинную точку изображения (т.е. бесконечно малую точку с нулевой площадью). Другими словами, изображения образуются из комплекса точек, имеющих определенную площадь или размеры. Поскольку изображение становится менее резким по мере увеличения размеров этих точек, то эти точки называют "кругами нерезкости". Таким образом, один из факторов, определяющих качество объектива, это самая малая точка, которую он может образовать, или его "минимальный круг нерезкости". Максимально допустимый размер точки на изображении называется "допустимым кругом нерезкости". Для 35мм камер диаметр кружка нерезкости обычно принимают с=0.03мм или с=1/1720 от диагонали кадра, что дает 0.025 для 35мм пленки.

Макрообъектив - объектив, обеспечивающий фотосъемку в диапазоне расстояний от бесконечности до нескольких сантиметров. Такой объектив позволяет получать изображения в масштабе 1:2 (половина натурального размера) или 1:1 (в натуральную величину).

Макросъемка - режим работы, позволяющий снимать крупным планом очень мелкие объекты.

Минилаборатория - машина для цветной фотопечати, установленная в магазине и обеспечивающая фотолюбителям услуги по проявке и цветной печати.

Минимальное расстояние фокусировки, т.е. с какого наименьшего расстояния вы можете фотографировать.

Мягкое освещение - освещение с низким или умеренным контрастом. Такое освещение реализуется в облачный день.

Мягкорисующий объектив - съемочный объектив, создающий оптическое изображение объекта с пониженным контрастом (как бы смягченное по контрасту) без резко выраженных деталей.

Монокль - объектив сделаный из одной линзы, позволяет получать изображение с неисправленными аберрациями и ярко выраженной комой. используется для выполнения фотосъемки в "ретро" стиле.

Насадочная линза для макросъемки - специальная положительная линза, навинчивающаяся на внешнюю кромку оправы объектива, для фотосъемки с расстояний, меньших, чем предусмотрено инструкцией для штатного объектива.

Насыщенность - одна из характеристик объективного зрительного восприятия цвета. Определяет степень выраженности цветового тона и обычно ассоциируется с количеством красителя в растворе или на окрашенной поверхности. Измеряется в процентах. Насыщенность характеризуется такими определениями, как "живая" (vivid), "сильная" (strong) или "глубокая" (deep). Ненасыщенные цвета характеризуются определениями "тусклый" (dull), "слабый" (weak) или "вымытый".

Неактиничное (безопасное) освещение - безопасное для фотоэмульсии освещение с помощью фотолабораторного фонаря, снабженного защитным светофильтром.

Негатив - чаще всего так называют проявленную фотопленку, готовую для печати с нее фотографий. Изображение на ней обратное по яркости и цвету.

Недоэкспонирование - состояние, при котором на пленку попадает недостаточное количество света. В результате получается "тонкий", прозрачный негатив, темный слайд или грязно-серый отпечаток.

Нормальный объектив - объектив, позволяющий получить на фотографии изображение с перспективой, близкой к тому, как его воспринимает глаз человека. Фокусное расстояние нормального (штатного) объектива примерно равно диагонали кадра и меньше фокусного расстояния длиннофокусного или телеобъектива и больше фокусного расстояния широкоугольного объектива.

Объектив - один или несколько линзовых элементов, изготовленных из специального оптического стекла или пластмассы, предназначенных для формирования резкого изображения на фотопленке, фотобумаге или на проекционных экранах. Объективы бывают сделаны, либо из пластмассовых, либо из стеклянных линз. Стеклянные, естественно, лучше. Солидные фирмы используют только стекло или очень качественный оптический пластик. Сейчас стали появляться даже профессиональные пластиковые объективы. Для более точного выбора объектива, используем другой способ определить качество оптики – заглянем в объектив. Качественный, хорошо просветленный объектив должен быть слегка голубоватым или фиолетовым. Само стекло, практически, не видно, вы увидите только стенки оправы, и то чем они менее заметны, тем лучше. Хороший объектив внутри совершенно черный. У фотоаппаратов плохого качества стекло может быть как бы мутными, стенки оправы хорошо видны. Сравнив несколько фотоаппаратов, вы увидите разницу. Чем прозрачнее объектив, тем выше будет качество фотографий. Очень важно, чтобы материал, из которого изготовлены линзы объектива, был высочайшего качества. Основное требование к оптическому материалу — неизменность фронта световой волны при ее прохождении через толщу стекла. Это достигается высокой точностью химической и физической однородности материала, отсутствием любых посторонних примесей, химической чистотой сырья, правильным отжигом и качественным просветлением, многими другими параметрами. Надо ли говорить, что такое по силам только большим фирмам, владеющим сложнейшими технологиями, тем фирмам, которые исторически десятилетиями занимаются фотоаппаратами, таким как Olympus, Canon, Nikon, Pentax, Minolta. Фирма Olympus в наиболее «продвинутых» моделях использует, так называемое, низкодесперсионное стекло (Extra-Low dispersion glass lens). Объектив из такого стекла – лучший выбор. Объектив с просветляющим покрытием - объектив, у которого поверхность внешнего линзового элемента покрыта несколькими слоями прозрачного материала. Толщина каждого из таких слоев составляет доли длины волны падающего света. Наличие такого покрытия ("просветляющего") уменьшает отражающую способность объектива, благодаря чему на пленку попадает больше света. Объектив с просветляющим покрытием обладает большей светосилой, чем объектив без просветляющего покрытия. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием - объектив, сфокусированный на заводе на определенное расстояние. Такой объектив во время фотосъемки обеспечивает с учетом его глубины резкости нормальную фотосъемку без фокусировки. см. Свободный фокус ("focus free"). Оптические термины. f фокусное расстояние h гиперфокальное расстояние h = f^2/(N*c) M увеличение M = Si/So, или M = (Si-f)/f N значение диафрагмы Ne эффективное значение диафрагмы Ne = N*(1+M) c максимально допустимый диаметр кружка нерезкости So расстояние от передней главной фокальной плоскости до объекта Sfar расстояние от передней главной фокальной плоскости до самой дальней резко отображаемой точки Sfar = h * So / (h - (So - f)) Sclose расстояние от передней главной фокальной плоскости до самой ближней резко отображаемой точки Sclose = h * So / (h + (So - f)) Si расстояние от задней главной фокальной плоскости до плоскости пленки.

Ортохроматический - термин, означающий, что пленка чувствительна к синей и зеленой областям спектра.

Осветляющее вещество - химическое вещество, нейтрализующее гипосульфит в фотоэмульсии пленки или фотобумаги и обеспечивающее получение изображения, более стабильного к воздействию факторов окружающей среды.

Освещение отраженным светом вспышки - свет вспышки или лампы, отраженный от какой-либо поверхности (например, от потолка или стен), и обеспечивающий эффект естественного освещения.

Освещение с использованием ламп накаливания - свет от обычных ламп накаливания с вольфрамовой спиралью. Отличается от света люминесцентных ламп тем, что максимум излучения смещен в сторону желтой части видимого спектра, в то время как максимум излучения люминесцентных ламп смещен в сторону зеленой части спектра. Для съемки с таким освещением необходимо использовать специальную пленку для ламп накаливания.

Относительное отверстие объектива - фокусное расстояние объектива, деленное на диаметр входного зрачка (видимого со стороны объекта), равно относительному отверстию N (численному значению диафрагмы). Hадпись f/4 обозначает 1/4 фокусного расстояния. Освещенность изображения на пленке обратно пропорциональна квадрату относительного отверстия. Глубина резкости увеличивается, но дифракция уменьшает резкость с увеличением значения диафрагмы.

Отпечаток - позитивное изображение, отпечатанное, как правило, с негатива на бумаге.

Отражатель, рефлектор - любое устройство, используемое для отражения света в направлении объекта.

Панорама - снимок, сделанный с большим углом охвата, например пейзажа или большой группы людей.

Панхроматический - характеристика пленок, способных регистрировать цвет во всем диапазоне видимого спектра так, как его воспринимает глаз человека, т.е. с тем же соотношением относительных яркостей, какое имеет снимаемый объект.

Параллакс - параллакс представляет собой явление несовпадения границ поля изображения, наблюдаемого в окне видоискателя, с границами кадра на пленке. Это явление проявляется наиболее заметно при съемке на близких расстояниях. Причина параллактического смещения обусловлена пространственным разнесением оптических осей съемочного объектива и видоискателя. Однообъективные зеркальные фотоаппараты не обладают параллаксом, поскольку изображение снимаемого объекта в поле зрения видоискателя формируется через съемочный объектив.

Передний план - пространство между фотоаппаратом и главным объектом съемки, объекты расположенные на снимке ближе, чем главный объект съемки.

Перемешивание - процесс поддержания равномерного движения жидкости в ваннах с проявителем, стоп-раствором или фиксажем при обработке пленки или фотобумаги. Перемешивание способствует ускорению процесса обработки фотоматериалов, равномерности проявления и предотвращению появления на поверхности посторонних пятен и других дефектов.

Переэкспонирование - состояние, при котором на пленку поступает слишком много света, что приводит к повышению плотности негатива, а слайд или фотография становятся слишком светлыми.

Перфорационные отверстия, перфорация - прямоугольные отверстия, расположенные на равных расстояниях друг от друга по обеим кромкам 35-мм пленки. Служат для транспотрировки пленки в фотоаппарате.

Печать данных на обратной стороне фотографии (back print)- информация, отпечатанная на обратной стороне фотографии, изготовленной в фотолаборатории. Обычно на обратную сторону фотографии, сделанной с 35-мм пленки, наносятся номер кадра и данные цветокоррекции. На обратной стороне отпечатка, полученного с пленки типа APS, наносятся номер кадра, номер кассеты и дата обработки; дополнительно может включаться такая информация, как текст, сделанный фотографом и дата съемки.

ПЗС матрица - фоточувствительный, размером с почтовую марку кристалл полупроводника, называемый прибором с зарядовой связью (ПЗС), выступает в качестве замены фотопленки в цифровых фотоаппаратах и служит для преобразования воспринимаемого изображения в пикселы (элементы изображения). ПЗС применяются также в сканерах, факсимильных аппаратах и видеокамерах. ПЗС содержат сотни тысяч или даже миллионы резисторов, или элементов выборки. Чем больше элементов-ячеек в ПЗС, тем выше разрешение и качество изображения. При открывании затвора фотокамеры свет, попадая на ячейки ПЗС, приводит к образованию электрического заряда; чем больше света, тем больше ток. В темных местах заряд не образуется. Для получения цветного изображения оно пропускается через многослойный набор, содержащий красный, синий и зеленый светофильтры. После этого свет попадает на пикселы ПЗС, которые чувствительны к красному, синему или зеленому цвету. Эта комбинация пикселов и образует полноцветное изображение.

Пленка - материал для записи изображений, представляющий собой гибкую прозрачную основу, покрытую фотоэмульсией.

Плоское освещение - освещение, создающее слабоконтрастное изображение объекта с минимумом теней.

Плотность - степень почернения участка негатива или бумажного отпечатка, характеризуемая количеством света, прошедшего через негатив (слайд) или отраженного от бумажного отпечатка. Иногда используется для описания степени контрастности изображения (изображения с резко меняющейся плотностью называют контрастными).

Позитив - в отличие от негатива, воспроизведение тонов в позитиве точно соответствует распределению тонов реального объекта. Примером позитивного изображения могут служить фотография и слайд. Позитивное фотографическое изображение на пленке, рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран с помощью проектора.

Показатель контрастности - числовые номера (обычно в диапазоне 1-5) и наименования, характеризующие степень контрастности фотобумаги. По контрастности фотобумаги делятся на мягкие (soft), умеренные (medium), контрастные (hard), высококонтрастные (extra-hard) и особоконтрастные (ultrahard). Такое разнообразие типов фотобумаги обеспечивает получение высококачественных отпечатков с негативов различной степени контрастности. Если негатив очень контрастный, то рекомендуется использовать фотобумаги с малыми значениями показателя контрастности. В этом случае изображение на отпечатке будет ближе всего соответствовать реальному. Для получения нормальных по контрасту отпечатков печать слабоконтрастных негативов должна осуществляться на высококонтрастных сортах фотобумаги.

Поляризационный фильтр - фильтр, который пропускает свет, поляризованный в одной плоскости, и поглощает свет, поляризованный в других плоскостях. При установке такого фильтра на объектив фотоаппарата или источник света можно устранить нежелательные отражения от таких объектов, как водная гладь, стекло и др. Если при съемке солнце находится сбоку, то небо при использовании такого фильтра получается темным.

Принтер для контактной печати - устройство, используемое для контактной печати. Представляет собой светонепроницаемую коробку с расположенным в ней источником света и рамку для печати. В рамку вставляется фотобумага с прижатым к ней негативом. Свет падает на фотобумагу со стороны негатива.

Приоритет выдержки или диафрагмы – режим, при котором, например, выдержка устанавливается вручную, а соответственно значение диафрагмы подбирается камерой автоматически. При ручном изменении выдержки или условий освещенности, диафрагма изменяется автоматически. И так же наоборот, если вы вручную выставите диафрагму, выдержка будет подбираться автоматически. Такой режим необходим для творчески настроенных фотографов.

Притемнение - добавочное экспонирование отдельных участков изображения в процессе печати с целью увеличения их плотности. Осуществляется с помощью намеренного затенения светлых участков изображения в момент экспонирования фотобумаги пучком света увеличителя. Для этого можно использовать маски в виде кусочков картона, вырезанных по форме изображения, требующего затенения. Затенение можно производить просто рукой.

Программный режим установки экспозиции - режим определения экспозиции в автоматичском или автофокусном фотоаппарате. Позволяет автоматически устанавливать диафрагму и выдержку, соответстующие правильной экспозиции пленки.

Проявитель - химический раствор, в котором невидимое (скрытое) изображение, находящееся на экспонированной пленке или фотобумаге, превращается в видимое.

Пятна - обесцвеченные участки на пленке или фотобумаге, появление которых вызвано загрязнением раствора проявителя, недостаточным фиксированием, промывкой или перемешиванием.

Ракурс - положение фотоаппарата (высокое, среднее или низкое) относительно объекта съемки. Использованием необычных ракурсов достигаются интересные зрительные эффекты.

Рассеивание - процесс смягчения резко выраженных деталей изображения на отпечатке с помощью рассеивающего диска или другого материала, рассеивающего свет. Рассеянное (диффузное) освещение - мягкий свет, формирующий слабо- или умеренно контрастное освещение. Имеет место, например, в пасмурный день.

Растяжной фокусирующий мех - складывающийся (как в аккордеоне) элемент некоторых фотоаппаратов. Соединяет корпус и объектив. Кроме того, используется как устройство для увеличения расстояния между объективом и пленкой при съемке объектов с близкого расстояния (макросъемка).

Ретушь, ретуширование - коррекция изображения на фотографии или негативе с помощью красителей или карандашей путем изменения или добаления деталей, удаления пятен или царапин, высветления теней или затенения светов.

Ручной режим – режим, при котором автоматика отключена, а все параметры выставляются вручную. Иногда это необходимо для нестандартного подхода к фотографии.

Света - наиболее светлые участки объекта, соответствующие участкам изображения на негативе, фотографии или слайде.

Светосила объектива - максимальное отверстие объектива (минимальное значение диафрагменного числа). Светосильный объектив пропускает к пленке больше света, чем менее светосильный. Объектив с большой светосилой позволяет использовать короткие выдержки в условиях пониженной освещенности. Светосила объектива или относительное отверстие, обозначается буквой F. Например, F3,5. Не будем вдаваться в математические формулы, скажем только, что светосила зависит от минимального числа диафрагмы и фокусного расстояния. На практике светосилу приблизительно определяют по наименьшему значению диафрагмы для данного объектива, т.е. сколько максимально света способен пропустить объектив. Чем меньше это число, тем лучше. Идеальный вариант F=1, он означает, что объектив отобразит на фотопленке около 100% приходящего света без потерь, но так, конечно, бывает только в теории. Выбирая фотоаппарат нужно стремиться, чтобы число F было наименьшим. Важнейшими характеристиками любого объектива являются сочетание фокусного расстояния и минимального значения диафрагмы. Обычно эти характеристики обозначаются так: 50мм/f3,5 или 50/3,5. Объективы с зумом обозначаются так 35-120/4,0-5,6. Из примера очевидно, что с изменением фокусного расстояния изменяется числовое значение диафрагмы, т.е. при переходе к длиннофокусному режиму падает светосила объектива. Из двух объективов с одинаковым фокусным расстоянием, например 50 мм и обозначенными как 50/1,4 и 50/3,5, первый позволит вам снимать в худших условиях освещения.

Светофильтр - окрашенный кусочек стекла или другого прозрачного материала, надеваемый на объектив для усиления, удаления или изменения данного цветового тона, плотности всего изображения либо отдельных участков снимаемой сцены.

Светочувствительность пленки (матрицы)- светочувствительность данной пленки к свету по стандарту ISO обозначается, числом, как например ISO 200. Чем выше это число, тем больше светочувствительность пленки. Примечание: ISO означает International Standards Organization (Международная организация по стандартам). Смотри так же Чувствительность пленки . Светочувствительность - светочувствительность эмульсии фотопленки определяется по стандартам Международной организации стандартов (International Standards Organization, ISO). Согласно этим стандартам, арифметические (ASA) и логарифмические (DIN) значения светочувствительности выражаются одной величиной - ед. ISO. Например, фотопленка со светочувствительностью ISO 100/21° по стандарту ASA соответствовала ранее светочувствительности ASA 100 или 21° по стандарту DIN. Смотри так же Чувствительность пленки .

Свободный фокус ("focus free") - объективы которые уже сфокусированы на определенное расстояние и "освобождены" от наводки на резкость. Все объекты, начиная с некоторого расстояния (обычно 1.2 или 1.5 м), попадают в диапазон глубины резкости и, соответственно, будут на фотографии достаточно резкими.

Синхровыдержка - выдержка для съемки с фотовспышкой. Чаще всего это выдержка 1/30 секунды. Обозначается "30-х". Но в современных камерах часто 100 или 120. У каждой камеры своя. Обычно она обозначается знаком "Х".

Скрытое изображение - невидимое глазу изображение, сформировавшееся в слое фотоэмульсии под действием света. Свет вызывает изменения в химическом составе кристаллов солей серебра. Эти изменения тем больше, чем интенсивнее поток света. После обработки в проявителе и других растворах изображение становится видимым: негативным в негативных пленках и позитивным в слайд- или обращаемых пленках.

Слежение - перемещение фотоаппарата синхронно с движением объекта, при котором положение объекта в окне видоискателя остается почти неизменным. Используется при съемке движущихся объектов, чтобы уменьшить смазывание изображения основного объекта.

Слайд - позитивный фотоснимок на прозрачной основе (пленке, стекле), предназначенный для рассматривания на просвет или проецирования на экран с помощью диапроектора.

Согласованная вспышка - полностью автоматическая вспышка, работающая только с фотоаппаратами определенного типа или модели. Согласованная вспышка автоматически устанавливает нужную выдержку синхронизации и диафрагму, а электронные датчики, расположенные в фотоаппарате, автоматически управляют экспозицией, регулируя количество света, излучаемого вспышкой.

Стоп-ванна - останавливающий раствор. Слабый кислотный раствор (обычно 2%-ной уксусной кислоты), используемый для быстрого прекращения процесса проявления изображения непосредственно после обработки фотоматериала в проявителе.

Телеобъектив (длиннофокусный объектив) - объектив, фокусное расстояние которого превышает диагональ кадра (угловое поле зрения менее 40° С). При одном и том же расстоянии до объекта размеры изображения на пленке, полученные с помощью телеобъектива, превышают размеры изображения, полученного штатным объективом.

Тон - степень плотности светлых и темных участков изображения. Холодные тона на цветных фотографиях соответствуют сине-голубой гамме, а теплые тона - красно-коричневой гамме.

Тонирование - тонирование (окрашивание) черно-белого изображения на фотографическом отпечатке. Осуществляется после его проявления. Растворы, используемые для тонирования, называются тонирующими растворами. С их помощью отпечатку можно придать любой тон: коричневатый, красноватый, синеватый или зеленоватый.

Тонкий - этим термином характеризуется низкоконтрастное изображение. Диапазон изменения плотности негатива или бумажного отпечатка слишком мал. Тонкий негатив - недоэкспонированный и/или недопроявленный негатив (позитив). Тонкий негатив выглядит менее плотным, чем нормальный негатив.

Увеличение - процесс изготовления отпечатка, размер которого превышает размер негатива или слайда.

Увеличитель - устройство, включающее источник света, держатель негатива, объектив и средства контроля размера и фокусировки изображения, проецируемого с негатива на лист фотобумаги. Предназначено для ручной печати фотографий. Увеличитель с рассеивающим осветителем - фотоувеличитель, рассеивающий свет до того, как он достигнет негатива. Благодаря этому обеспечивается равномерность освещения негатива. Проработка деталей изображения не такая резкая, как в конденсорном увеличителе; дефекты на негативе почти незаметны.

Угол зрения - участок, захватываемый объективом и наблюдаемый в видоискателе. Угол зрения или угол поля изображения определяется фокусным расстоянием объектива.

Широкоугольный объектив (объектив с малым фокусным расстоянием), обладающий большим углом зрения, позволяет включать в кадр участок сцены большей площади, чем нормальный (штатный) объектив или телеобъектив (объектив с большим фокусным расстоянием или длиннофокусный объектив).

Угол зрения и круг изображения можно рассчитать как 2*arctan(X/(2*f*(M+1))), где Х - ширина, высота или диагональ кадра, М - увеличение. Минимальное и максимальное расстояния, на которых объекты изображаются резко могут быть расчитаны следующим образом: Sclose = h * So / (h + (So - f)) Sfar = h * So / (h - (So - f)) Если знаменатель равен нулю или отрицателен , то Sfar = бесконечности. Удаление пятен - ретуширование отпечатка карандашом или кистью (акварельными красками или красителями) с целью удаления пятен, оставленных на негативе частицами пыли или царапинами.

Уменьшение диафрагмы - изменение диафрагмы объектива в сторону ее уменьшения; например, со значения f/8 до f/11.

Фиксаж - название раствора для фиксирования фотоматериалов. Раствор готовится на основе тиосульфата натрия, других химикатов и воды. Часто называется "закрепителем".

Фиксированное фокусное расстояние - характеристика съемочного объектива фотоаппарата, у которого отсутствует возможность фокусировки изображения. Фокусное расстояние такого объектива неизменно или фиксировано.

Фиксирующая ванна - раствор, удаляющий из фотоэмульсии светочувствительные кристаллы галогенидов серебра, которые не подверглись воздействию света или проявителя. После процесса фиксирования черно-белый негатив или бумажный отпечаток остается нечувствительным к воздействию света. Фиксирующий раствор готовится путем растворения в воде гипосульфита.

Фокальная точка это точка, в которой параллельные световые лучи от бесконечно далекого объекта сходятся после прохождения через объектив. Плоскость, перпендикулярная оптической оси, на которой находится эта точка, называется фокальной плоскостью. На этой плоскости, находящейся там, где расположена пленка в камере, объект виден резко и, как говорят, находится "в фокусе". При обычных фотообъективах, состоящих из нескольких линз, фокус можно отрегулировать таким образом, чтобы световые лучи от объекта, расположенного ближе, чем в "бесконечности", сходились в какой-то точке на фокальной плоскости.

Фокальный или шторный затвор - затвор, представляющий собой непрозрачную шторку со щелью, движущуюся перед пленкой и обеспечивающую формирование изображения на пленке под действием света, прошедшего через объектив.

Фокусирование через объектив - фокусирование и компоновка изображения через съемочный объектив, реализуемое в однообъективных зеркальных фотоаппаратах (SLR-фотоаппаратах), устраняет явление параллакса.

Фокусировка - настройка объектива на точное расстояние до объекта, при котором изображение объекта кажется наиболее четким или резким. Наводка на резкость, может быть фиксированной (focus free) или выполняться автоматически (AF). Фиксированная фокусировка накладывает ограничение на минимальное расстояние до объекта съемок. Например, в инструкции указано: «focus range: 1.5 m to infinity». То есть фирма-изготовитель утверждает, что все объекты, находящиеся на дистанции от полутора метров до бесконечности, будут на снимке достаточно резкими.

Фокусное расстояние - расстояние между пленкой и оптическим центром объектива, когда он сфокусирован на бесконечность. Фокусное расстояние объектива большинства фотоаппаратов с ручным управлением нанесено на оправу объектива и выражается в миллиметрах. Фокусное расстояние - не вдаваясь в научное определение этого параметра, скажем лишь, что объектив с фокусным расстоянием 50 мм дает примерно тот же масштаб изображения, что и человеческий глаз. Объективы с меньшим фокусным расстоянием дают несколько уменьшенное изображение, но больший угол зрения, а объективы с большим "фокусом" - увеличенное изображение при меньшем поле зрения, как бы приближенное. При этом надо иметь ввиду, что чем меньше фокусное расстояние, тем больше линейных искажений дает объектив. Скажем, квадрат может оказаться несколько округленным. Поэтому профессионалы для фотографирования портретов обычно используют объектив с "фокусом" 80 мм, что дает им возможность более точно передать черты лица.

Фон - часть снимаемой сцены, расположенная за основным объектом съемки.

Формат - отношение ширины к высоте фотографического отпечатка. Формат 2:3 является типичным форматом отпечатков, сделанных с 35-мм пленок. Фотографии в этом формате чаще всего имеют размеры 8,9 x 12,7 см или 10 x 15 см.

Форсированная или "Push"-обработка (Push Processing) - увеличение времени проявления пленки для повышения ее светочувствительности (повышение значения светочувствительности по ISO по сравнению со значением, установленным при экспонировании). Используется для обработки пленки, отснятой в услових низкой освещенности; форсированное проявление.

Фотоаппарат с ручной установкой режимов съемки - фотоаппарат с возможностью ручной установки расстояния до объекта, диафрагмы и выдержки.

Фотобумага с изменяемой контрастностью - фотографическая бумага, контрастность которой можно изменять при экспонировании негативов через специальные светофильтры.

Фотовспышка типа "Cobra" (Cobra Flash) - запатентованный компанией Kodak механизм откидывающейся вспышки, обеспечивающий увеличение расстояние между вспышкой и объективом, благодаря которому уменьшается эффект "красных глаз". Вспышка расположена на откидной крышке объектива. В закрытом состоянии она предохраняет объектив, а в откинутом состоянии используется как вспышка для подсветки объекта.

Фотографическая широта - способность пленки передавать одновременно очень яркие и очень темные объекты. Например, такой сюжет: вы стоите у светлого окна, и вас снимают из глубины комнаты, навстречу свету. Считается, что подобный снимок делать вообще нельзя. Если на фотографии хорошо прорабатывается окно и то что за ним, тогда ваша фигура будет выглядеть просто темным силуэтом. Если же хорошо прорабатывается ваше лицо, тогда окно окажется ярко-белым пятном. Все это так, но некоторые пленки с большой фотографической широтой могут изобразить и вас и окно так, что будут видны и яркие объекты за окном и вполне прорисовано ваше лицо. Профессиональные пленки обладают, как правило, большей фотографической широтой чем любительские.

Фотолаборатория - светонепроницаемое помещение, используемое для проявки пленок и печати фотографий; кроме того, оно используется для зарядки и извлечения кассет с пленкой из некоторых типов фотоаппаратов.

Фотообработка - проявление, фиксирование и промывка экспонированной фотопленки или фотобумаги для получения негативного или позитивного изображения.

Фотоэмульсия - очень тонкие желатиновые слои на подложке пленки, в которых взвешены светочувствительные кристаллы. Под воздействием света в фотоэмульсии происходят химические реакции, в результате чего формируется скрытое (латентное) фотографическое изображение.

Фронтальное освещение - свет, освещающий объект съемки со стороны фотоаппарата.

Цветовой баланс - характеризует способность цветной пленки воспроизводить цвета снимаемой сцены. Химический состав фотоэмульсии цветных пленок рассчитан на определенный тип освещения (дневной свет или свет ламп накаливания). В этом случае говорят, что данная пленка "сбалансирована" для искусственного или естественного освещения. Если на пленку, сбалансированную для искусственного освещения, снимать при дневном освещении, то цветовоспроизведение на фотографиях, отпечатанных без дополнительной цветокоррекции, будет искаженным. Цветовой баланс, кроме того, характеризует воспроизведение цвета в цветных отпечатках. В последнем случае его можно менять в процессе печати.

Центральный затвор - затвор, лепестки которого расположены между оптическими элементами объектива.

Четкость - степень проработки деталей изображения на фотографии.

Чувствительность пленки - измеряется в единицах ISO, к которым теперь числено приравнены и единицы ГОСТ. Чем выше этот показатель, тем чувствительней пленка и тем в худших условиях освещенности можно на нее снимать. Но при этом могут возникнуть другие проблемы, например, повышенная зернистость. Большинство выпускаемых пленок по чувствительности отличаются друг от друга ровно в два раза: ISO 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Встречаются и пленки с промежуточными значениями: ISO 32, 64, 125, 160, 320, 640 и др.. ISO - это международный стандарт. К нему сегодня приравнен и ГОСТ, российский стандарт. Однако на фотоаппаратах, выпущенных в СССР стоят другие цифры. Тот старый ГОСТ с ISO соответствует так: ISO 100 ед. = 90 ГОСТ ISO 200 ед. = 180 ГОСТ ISO 400 ед. = 350 ГОСТ. Но проще в таких случаях пользоваться единицами DIN (немецкий стандарт), они остаются неизменными. На каждой коробочке с пленкой, кроме единиц ISO указаны единицы DIN. Например, 100/21 означает - ISO - 100 ед., DIN - 21. Шкала DIN есть почти на всех советских фотоаппаратах.

Шаг экспокоррекции - минимальное отклонение, на которое можно изменить экспозицию.

Широкоугольный объектив - объектив с малым фокусным расстоянием и угловым полем зрения более 60° С. Фокусное расстояние широкоугольного объектива меньше фокусного расстояния штатного (нормального) объектива. Большое угловое поле зрения позволяет включать больше объектов. Удобен при съемке больших групп людей в помещении.

Штатив-тренога - трехногое приспособление для жесткой фиксации фотоаппарата во время съемки с применением длительных выдержек и/или при съемке через длиннофокусные объективы.

Штатив-упор - (монопод) штатив с одной ногой, используемый для фиксации фотоаппарата во время съемки.

Экспозиция – это количество света, которое попадает на фотопленку за определенный отрезок времени. На практике экспозиция – это сочетание выдержки и диафрагмы, то есть длительности засветки фотопленки и количество света, который пропускает объектив. Точность экспозиции, вместе с резкостью – главное условие для получения качественной фотографии. Недорогие компактные камеры обычно имеют одну фиксированную выдержку и несколько фиксированных значений диафрагмы: для съемки со вспышкой, для пленки на 100 и 200 единиц и для пленки на 400 единиц. Любой старый фотограф, имеющий многолетний опыт съемки на советские пленки, скажет вам, что с такими характеристиками негатив приличного качества можно получить, разве что, случайно. И окажется не прав. Потому, что разработчики и производители современных фотоаппаратов, к счастью, проектируют свои модели под пленки Кodak, Agfa, Fuji и им подобные. Технические характеристики этих фотопленок легко исправляют неточность экспозиции. Подразумевается также, что печать фотоснимков будет вестись на бумагу производства этих же фирм. Эти материалы и процессы по их обработки позволяют во многих случаях исправлять экспозиционные ошибки и получать неплохие результаты. Однако, чем шире диапазон выдержек, тем лучше. Вышеизложенное относится к простейшим камерам. Если же вы покупаете камеру, имеющую автоматический режим экспозиции, вы будете избавлены от необходимости вообще знать, что это такое. Автоматическое определение экспозиции большинства компактных камер работает, как правило, надежно. Сбои возможны в отдельных редко встречающихся ситуациях: сильный встречный свет, цветное освещение, слишком светлый или слишком темный фон. Если же вы хотите иметь хороший результат при съемке и в таких сложных условиях, купите камеру, в которой возможен ручной ввод поправок, исправляющих погрешности автоматической системы. Если вы достаточно опытный фотограф, в каждом конкретном случае, вы вручную введете коррекцию автоматики и получите идеальный снимок. Даже если у вас пока нет опыта, после некоторого времени экспериментов, вы легко научитесь вводить такие поправки.

Экспозиционная вилка, брекетинг (Bracketing) - съемка дополнительных фотографий объекта с разными экспозициями (нормальной, увеличенной и уменьшенной). Используется для увеличения вероятности правильного экспонирования объекта в тех случаях, когда производится съемка ответственных сюжетов. Экспозиционная вилка,– удел профессиональной фотографии. Это съемка объекта с разными экспозициями (нормальной, увеличенной и уменьшенной). Камера автоматически делает три кадра с разными параметрами. Используется для увеличения вероятности точности экспонирования, а в результате и качества фотоснимка в тех случаях, когда производится съемка ответственных сюжетов.

Экспокоррекция - сдвиг экспозиции относительно правильного значения.

Экспонометр - прибор со светочувствительным элементом, измеряющий интенсивность света, отраженного от объекта или падающего на него. Используется как инструмент, помогающий выбрать правильную экспозицию. То же самое, что измеритель освещенности.

Эмульсионная сторона пленки - сторона пленки, на которую нанесен слой фотоэмульсии. При контактной печати и в процессе увеличения эмульсионная сторона пленки должна быть обращена в сторону эмульсионного слоя фотобумаги.

Эффект "красного глаза". Очень часто, при съемке со вспышкой, возникает нежелательный эффект отражения света от сетчатки глаза животных или человека, так называемый эффект "красного глаза". Все видели как в темноте у кошки светятся зеленые глаза. Так же у человека, если его фотографировать со вспышкой, глаза иногда светятся красным.

TTL-замер - Through The Lens - через объектив.

DX-кодировка - данные о характеристиках пленки, специальным образом нанесенные на кассету и определенные места самой пленки. Используется для автоматического ввода в камеру светочувствительности, количества кадров, широты, а также для определения необходимых параметров в процессе автоматизированной обработки и печати с помощью современных мини-фотолабораторий.

EV (экспозиционное (световое) число) - условное число, характеризующее условия фотосъемки и служащее для определения экспозиции (задания пары выдержка/диафрагма).

TTL (Through The Lens - через объектив) - используется в двух значениях, первое - это замер через объектив, второе значение - это система управления вспышкой, также использующая замер через объектив. "Вспышечный" TTL позволяет определить величину импульса вспышки, необходимую для нормального экспонирования кадра, в данном случае замер происходит во время экспонирования при открытом затворе, датчиками в камере измеряется свет, отраженный от пленки и от камеры передается сигнал вспышке, по которому она прекращает импульс.

Zoom (трансфокатор) - это устройство для изменения фокусного расстояния объектива, которое позволяет оптически приближать или отдалять объекты съемки. При помощи Zoom удобно изменять масштаб и компоновать кадр, фотограф при этом может оставаться на одном месте.

Автомат экспозиции - выдержка и диафрагма задаются автоматически, обычно есть возможность корректировать их и вручную.

Автоспуск -устройство задержки срабатывания затвора фотоаппарата. Затвор автоматически срабатывает через определенное время после нажатия на спуск.

Автофокусировка - автоматическое наведение на резкость. Автофокус бывает пассивного или активного типа, также есть модели, где используется гибридная система автофокусировки. Система пассивной фокусировки основана на определении контраста изображения (под контрастом изображения понимается соотношение между наиболее яркими и наиболее темными его участками). При активной автофокусировке камера определяет расстояние до объекта съемки, освещая его инфракрасным излучением и определяя время возвращения отраженного сигнала. Также существуют активные автофокусные системы с применением ультразвука.

Баланс белого - это функция, позволяющая компенсировать искажения цветов, вызванные разными источниками освещения (солнечный свет, лампа накаливания или флуоресцентный свет). Большинство цифровых фотокамер имеют функцию автоматической настройки баланса белого. При автоматической настройке система обработки изображения настраивает цветовую чувствительность камеры, так чтобы конечное изображение имело примерно одинаковые уровни всех цветовых составляющих.

Башмак (shoe) - специальное приспособление на корпусе фотоаппарата для установки внешней вспышки. "Горячий" башмак (hot shoe), имеет синхроконтакт для включения вспышки, благодаря которому вспышку срабатывает одновременно с затвором

Байонет - от французского "штык" - узел сопряжения объектива (lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба (двух типов), которая сохранилась в некоторых камерах до настоящего времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из них - возможность более оперативной замены оптики и более точная установка объектива (байонет в отличие от резьбы имеет фиксированное положение), а также удобство передачи информации от body к объективу.

Брекетинг - это автоматический режим серийной съемки, в котором каждый кадр снимается с разными смещенными друг относительно друга значениями экспозиции (с разной вздержкой и диафрагмой), с недодержкой и передержкой. Этот режим обычно используется в сложных световых условиях , когда тяжело точно определить требующиеся диафрагму и выдержку.

Выдержка, скорость затвора (англ. shutter speed): время, в течение которого свет воздействует на фотоматериал или матрицу. Стандартный ряд выдержек 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2 секунды и т.д. Короткие выдержки позволяют "заморозить" движущиеся объекты, а длинные - "смазать".

Глубина резкости: расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

Диафрагма (англ. aperture): отверстие объектива, изменяемое подвижными лепестками. Каждому значению диафрагмы соответствует число f , которое определяется отношением диаметра отверстия к фокусному расстоянию объектива. Чем больше число f , тем меньше отверстие объектива. Поэтому f 8 означает, что величина отверстия равна одной восьмой фокусного расстояния данного объектива. В творческом плане величиной диафрагмы регулируют глубину резкости. Чем меньше число f, тем меньше глубина резко изображенных объектов.

Инфракрасная подсветка - встроенный инфракрасный излучатель, обеспечивающий подсветку при съемке в темноте для возможности работы системы автофокусировки в условиях низкой освещенности.

Макросъемка - съемка мелких объектов или деталей в крупных масштабах (от 1:5 до 1:20).

Максимальная чувствительность пленки (ISO) (от 100 до 10000 )-максимальное значение чувствительности пленки, используемой в данном фотоаппарате. В зависимости от модели фотоаппарата установка чувствительности пленки может быть механической или автоматической. Механическая предполагает наличие переключателя, который владелец фотоаппарата вручную устанавливает в нужное положение. При автоматической установке фотоаппарат сам распознает чувствительность пленки по нанесенным на кассету пленки кодам. Минимальная чувствительность пленки (ISO) (от 20 до 200 ) - минимальное значение чувствительности пленки, используемой в данном фотоаппарате. Каждый фотоаппарат рассчитан на использование пленок определенной чувствительности, которая указывается в его технических характеристиках.

Минимальное расстояние фокусировки. Расстояние до объекта съемки не должно быть меньше минимального расстояния фокусировки, иначе изображение получается нерезким. Минимальное расстояние фокусировки, т.е. наименьшее возможное расстояние до снимаемого объекта, определяется характеристиками используемого объектива.

Приоритет выдержки - съемка при которой выдержка выставляется вручную, а диафрагма подстраивается автоматически (на основании замера) . Приоритет диафрагмы - съемка при которой диафрагма задается вручную, а выдержка подстраивается автоматически (на основании замера).

Ручной режим - съемка при которой вручную задаются выдержка и диафрагма.

Светочуствительность (англ. film speed): значение светочувствительности материала, выраженное числом. С 1974 г., после объединения американского стандарта ASA (шкала чисел) и немецкого DIN (шкала градусов), международная организация по стандартизации утвердила стандарт ISO.

Синхроконтакт - специальный разъем для подключения внешней вспышки. С помощью этого разъема можно подключить нестандартную фотовспышку, которая несовместима с "горячим башмаком", установленным на фотокамере. Синхроконтакт часто используется для подключения внешней стационарной вспышки при съемке в студийных условиях.

Стабилизатор изображения позволяет компенсировать дрожание рук при фото и видеосъемке и получать более четкое изображение без дрожания. Стабилизаторы изображения бывают двух видов: оптические и цифровые.

Тип видоискателя (оптический, электронный, зеркальный) Оптический видоискатель представляет собой оптическую систему линз в фотокамере, посредством которой осуществляется наведение аппарата на объект съемки и определяются границы изображения для будущей фотографии. Оптический видоискатель обладает рядом недостатков: из-за несовпадения оптической оси видоискателя и оптической оси объектива фотограф в окуляр видит не совсем то, что получается на пленке. Этот эффект имеет название параллакса. Кроме того, оптический видоискатель перекрывает не все получаемое изображение, а только 80-90% от него. У фотографа нет возможности проверить точность фокусировки. Электронный видоискатель представляет собой миниатюрный LCD-экран с линзой (окуляром), установленный внутри камеры. На экране электронного видоискателя отображается будущий кадр таким, каким его "видит" светочувствительная матрица через объектив камеры. У зеркального видоискателя изображение на него попадает непосредственно через объектив фотокамеры с помощью откидного зеркала . У фотокамер с зеркальным видоискателем отсутствует параллакс. Фотограф может контролировать точность фокусировки и глубину резкости.

Флэшметр - прибор со светочувствительным элементом, измеряющий интенсивность света, отраженного от объекта или падающего на него, при освещении импульсными источниками света (фотовспышками). Используется как инструмент, помогающий выбрать правильную экспозицию.

Фокусное расстояние - это расстояние от оптического центра объектива до его фокальной плоскости. Фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно меньше, тем больше угол обзора. Чтобы можно было сравнивать углы обзора у камер с разными по размеру светочувствительными элементами, обычно указывается эквивалентное фокусное расстояние для 35-мм пленки.

Эквивалентное фокусное расстояние относится к истинному, как диагональ кадра 35-мм пленки относится к диагонали матрицы фотоаппарата.

Широта пленки - диапазон яркостей который линейно передается на пленке. Широта пленки больше всего зависит от ее типа. В случае черно-белой пленки широта сильно зависит от условий экспонирования и проявления.

Экспозиция - суммарное количество света, попадающего на фотопленку или другой светочувствительный материал за время открытия затвора фотокамеры.. Количество попавшего света зависит от диафрагмы, выдержки и степени освещенности объекта съемки.

Экспонометр - прибор со светочувствительным элементом, измеряющий интенсивность света, отраженного от объекта или падающего на него. Используется как инструмент, помогающий выбрать правильную экспозицию. То же самое, что измеритель освещенности.

Экспокоррекция - возможность ввести поправку к экспозиции. То есть все кадры будут сниматься с недодержкой или передержкой, это необходимо для съемки в автоматических режимах в сложных световых условиях . Размер поправки задается в EV.

Экспозиционная вилка (bracketing) - возможность снять несколько (обычно три) кадров с разной экспозицией. В случае трехкадрового брэкетинга - один с недодержкой, один с передержкой, третий точно. Применяется в условиях сложного освещения.

Зффект красных глаз. "Красные глаза" - явление при фотографировании со вспышкой, когда в центральной части глаза на снимке появляется яркий красный цвет в цветной фотографии и белый цвет в черно-белой. Данный эффект возникает из-за отражения от глазного дна красной части спектра света, входящего в широко раскрытый зрачок (через зрачок свет вспышки попадает на глазное дно, там он частично поглощается, а непоглощенная красная часть спектра отражается наружу через зрачок).

Альбуминовая печать (Albumen Print) - изобрел Луи - Дезире Бланкар – Эврар в 1850 году. Это был первый коммерчески успешный способ печати на бумаге с негатива. Он основан на использовании альбумина (получаемого из яичного белка) Процесс печати следующий: · бумагу покрывают эмульсией яичного белка (альбумина) и соли (чаще всего поваренной). Альбумин придает поверхности бумаги немного глянца. · затем бумагу помещают в водный раствор нитрата серебра, что делает ее светочувствительной. · Бумагу сушат в темноте, а после - совмещают с негативом и держат под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявится изображение. · Отпечаток фиксируют тиосульфатом натрия, что предотвращало дальнейшее потемнение. И наконец тонируют изображение в золотистый оттенок, что улучшало внешний вид фотографии и помогало избежать быстрого выцветания.

Амбротипия (Ambrotype) - фотографический процесс, изобретённый в середине 1850-х. В результате этого процесса получается стеклянный негатив, который выглядит как позитив, когда накладывается на чёрный фон.

Бромо?йль (бромомасляный процесс) (Bromoil Print) — позитивная печать, основанная на дублении желатины бромосеребряных отпечатков двухромовокислыми солями. Сущность процесса: получают отпечаток на бромосеребряной бумаге, используя проявитель, не дубящий желатину. Его отбеливают, отчего желатина дубится пропорционально количеству восстановленного металлического серебра изображения, т. е. максимальное дубление происходит в наиболее тёмных местах отпечатка, минимальное — в наиболее светлых. Металлическое и бромистое серебро удаляют раствором красной кровяной соли и тиосульфата натрия. После основательной промывки отпечаток кладут в тёплую воду, которая вызывает рельеф на желатине. Когда рельеф образовался, мягкой кисточкой наносят на отпечаток масляную краску, которая ложится на задубленные места (тени и полутени) и не ложится на незадубленные (света). В результате на отпечатке появляется изображение, окрашенное в цвет накладываемой краски. Пользуются жирной литографской краской, разведённой олифой. Бромойль был очень популярен в первой половине 20-ого века. Для него были характерны мягкие изображения, похожие на живопись.

Винтаж (Vintage) - фотоотпечаток, который был сделал в то же время, что и негатив, или вскоре после этого.

Голограмма (Hologram) – трехмерное изображение, сделанное на фотопласине, но при этом, не являющееся фотографией.

Дагеротипи?я (Daguerreotype) — способ непосредственного получения при съемке позитивного изображения. Изобретен французским художником Дагером в 1839 г. Является первым практическим способом фотографирования. Он заключается в том, что посеребренную медную пластинку тщательно полируют, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывают парами йода, в результате чего образуется тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляют раствором тиосульфата натрия.

Желатиновая галогено-серебряная печать (Gelatin Silver Print; Silver Print ) - изобретенный в 1870-е годы процесс (черно-белой) фотопечати, при котором бумага покрывается желатином, содержащим светочувствительные соли серебра.

Калотипия (Calotype) — способ получения негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков. Изобретатель калотипии — английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот (Talbot, William Henry Fox). Первый бумажный негатив был получен Тальботом в 1835 и имел формат 25х25 мм. Доработка и усовершенствование процесса получения позитивного изображения произошло уже в 1839. По имени изобретателя процесса калотипию также называют талботипией.

Ка?мера-обску?ра (Camera Obscura) (от лат. сamera — комната и лат. obscura — тёмная) — простейший вид фотокамеры. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создают изображение на экране.

Коллаж (Collage) – (происходит от фр. сoller – клеить) соединение фрагментов отдельных картинок. В основе создания каждого — работа со слоями. Разные принципы наложения, смешивания, прозрачности и так далее; границы чаще всего не обрабатываются.

Монтаж (Montage) - (происходит от фр. monter – монтировать, собирать); соединение разных фотографий в единую работу. Конечный результат фотографируется заново, границы отдельных изображений при этом становятся незаметны. Оба процесса (монтаж и коллаж) возникли около 1920 года; зачастую, их не различают.

Негатив (Negative) – фотографическое изображение, относительное распределение яркостей которого обратно распределению яркостей фотографируемого объекта.

Пигментная печать (Chromogenic Print) – цветная печать, сделанная с диапозитива или негатива. Для получения цветных изображений применяется специальная пигментная бумага, политая желатиновым слоем, содержащим мелко растёртый нерастворимый в воде краситель. Для данного способа бумага должна быть жёлтого, пурпурного и сине-зелёного цветов. Перед употреблением производят очувствление пигментной бумаги в специальном растворе. Затем лист вынимается из раствора и накладывается на «синий» (т. е. снятый с синим светофильтром) позитив. Пигментную бумагу тщательно притирают к отпечатку. В таком состоянии бумага с отпечатком находится 10-15 минут. В течение этого времени происходит химическая реакция между веществами очувствляющего раствора, содержащегося в слое пигментной бумаги, и металлическим серебром фотографического отпечатка. Далее отделяют пигмент от отпечатка и производят перенос образовавшегося на пигментной бумаге изображения из задубленной желатины на листы целлулоида. Пигментный отпечаток накладывают на вощеный целлулоид и хорошо притирают. Через 10-12 минут производят проявление пигментного изображения горячей водой. Во время обработки происходит растворение незадубленной желатины и отделение подложки пигмента. В результате на целлулоиде остается цветное (жёлтое) изображение из задубленной и окрашенной пигментом желатины. Таким же образом получают пурпурное и сине-зелёное изображения. Затем осуществляют перенос изображений с целлулоида на подложку. В настоящее время пигментный способ не применяется. Его практическое значение сохранялось до середины 20-ого века в некоторых областях техники.

Платиновая печать (Platinum Print) - метод контактной черно-белой печати, при котором изображение создается в волокнах бумаги металлической платиной или палладием. Метод был изобретен в 1873 году Уильямом Уиллисом (William Willis).

Современный отпечаток (Modern, Later Print) - фотоотпечаток, который сделан позже негатива.

Соляризация (Solarization) (франц. solarisation, от лат. Solaris - солнечный, sol - солнце), - явление уменьшения общей оптической плотности негатива при очень интенсивном освещении. В результате соляризации происходит частичное обращение фотографического изображения.

Тираж (Edition) – максимальное количество отпечатков с негатива; на каждой работе указывается в виде дроби, где числитель- номер работы, а знаменатель - максимальное число отпечатков.

Тонирование изображения (Toning) - процесс окрашивания черно-белого фотографического изображения в результате превращения серебра в некоторое окрашенное соединение; осуществляется после проявления. Тонирование позволяет придавать фотоизображению коричневатый, красноватый, синеватый и другие тона.

Установление авторства (Attribution) – отнесение фотографии к определенному автору на основании стилистической схожести (или других признаков) с подписанными работами автора.

Фотобумага с непосредственным почернением (Printing-out Paper) - фотобумага, светочувствительный слой которой представляет собой эмульсию хлорида серебра. Такая бумага рассчитана на получение отпечатка с негатива только с использованием света, без реактивов.

Фотогравюра (Photogravure) - фотомеханический печатный процесс, изобретенный в 1879г и позволяющий изготовлять гравюры вручную. Процесс состоит из пяти основных этапов: 1- изготовление негатива на стеклянной пластине; 2- изготовление по заданному негативу позитива на стеклянной пластине; 3- перенос изображения с заданного позитива на медную пластину путем травления; 4- раскрашивание пластины в ручную; 5- получение отпечатка на ручной печатной машине.

Фотограмма (Photogram) — это изображение, полученное фотохимическим способом без применения фотоаппарата. Как правило, фотограмма является негативом. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит свозь них. Поэтому непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов.

Фотоотпечаток (Print) – изображение, полученное печатью с фотонегатива на фотобумагу или фотопленку с последующей химико-фотографической обработкой.

Фотография, раскрашенная в ручную (Hand-Colored Photograph) – существует огромное количество способов придания цвета черно-белым фотографиям, включая акварель и другие краски, при этом, для наложения используются кисти, ватные валики и распылители.

Цифровое изображение (Digital Print) - Цифровая фотография, в отличие от плёночной, использует электронный сенсор для записи изображения, то есть электрические сигналы вместо химических процессов.

Штамп для блинтового тиснения (Blindstamp) – ставится на паспарту, реже на фотографии; содержит данные об авторе (имя, адрес); в штампе не используются чернила; широко применялся в 19 веке.

Cabinet card – фотопортрет (реже пейзаж) размером 15х10 см, наклеенный на паспарту, при этом на лицевой стороне ставилось имя или подпись фотографа, оборот также содержал подпись, печать автора и прочие выходные данные.

Posthumous print – фотоотпечаток, сделанный с оригинального негатива после смерти автора.

Recto – лицевая сторона фотографии Verso – оборотная сторона фотографии

Wet stamp - опознавательный знак, идентификационная отметка, которую ставит фотограф, коллекционер или издатель на обороте или лицевой стороне фотографии с целью утверждения авторства, права собственности или авторского права.

 

 
Студия Д'артС